Вернуться к списку
животных >>>
.
Вепрь, кабан,
свинья, во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия. В гомеровском
и древнегерманском эпосе имеется описание боевого знака - «головы Вепря»
на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским, древнегерманским
археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о происхождении
племени от двух братьев. одного из которых звали Вепрь (Ibor, ср. др.-исл.
io:furr, «вепрь», «князь», «бог»). В древнехеттских текстах Вепрь (кабан
или свинья тростников) упоминается в качестве одного из «животных бога»
(?iunas huitar).
В гомеровском эпосе встречается мотив превращения бога (старца) в Вепря.
Охота на кабанов предстаёт как занятие богов в японской мифологии. В индоиранской
мифологии распространён сюжет о поражении героем (Тритой, Траэтаоной) демона
в образе кабана. В мифологии балтийских славян огромный Вепрь, сверкая
белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит
священному городу Ретра. У кельтов, почитавших вепря как священное животное,
существовал миф о валлийском царе, превращённом богами за грехи в вепря.
Мотив превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен
также в греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное
мифологическое повествование о происхождении диких свиней, считавшихся
наиболее опасными животными, известно у группы индейских племён Южной Америки:
в одних мифах в диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына
(или воспитанника) бога или культурного героя (Тупана у племени тенетахара,
Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо), в других - мужчины, не приносящие
своим жёнам добычи после рыбной ловли или мешающие им добывать рыбу с помощью
выдр. Ср. также евангельский рассказ о бесах, изгнанных из бесноватого
человека и посланных в стадо свиней (Матф. 8, 28-33; 2-16; Лука 8, 27-33).
Дикий
кабан, он же вепрь ¬ зверь очень серьезный. Охота на вепря ¬ смертельно
опасная иrра, поскольку дикий кабан отличается чудовищной силой, звериной
яростью, поразительной живучестью и всеrда сражается до конца. Эти качества
лесноrо бойца во все времена вызывали у человека смешанное чувство страха
и восхищения, и только бесстрашные rерои моrли позволить себе вступить
в единоборство с диким вепрем, олицетворявшем у древних свирепую ярость,
разрушительную силу, наглую агрессию и отчаян¬ную отвагу. К этой
общей символике можно добавить и частную: в Японии белый вепрь являлся
эмблемой
ЛУНЫ, в Иране ¬ знаком
солнца, а у древних кельтов матерый кабан символизировал духовную власть
жрецов¬друидов.
Иное дело
¬ свинья. Среди братьев наших меньших практически невозможно отыскать друrое
столь же презираемое существо. Бедная хавронья издавна cдeлалась предметом
язвительных насмешек и rлавным персонажем убийственных басен. В свинье
люди почему¬то привыкли видеть все самое плохое, даже термин особый придумали
¬ «свинство». А Kaкие выражения и сравнения? «Пьян как свинья», «rрязный
как свинья», «подложить свинью» И т.Д. И т.п. Такое свинское отношение
к невинному животному Haвеки заклеймило ero как средоточие вceвозможных
пороков, более присущих, кстати, как раз человеку. Свинья, более по вине
человека, нежели по своей собственной, является омерзительным символом
физической и нравственной нечистоплотности, грубости, глупости, невежества,
наглости, алчности, прожорливости, бесцеремонности и неблагодарности.
В мифолоrии
языческих народов древности отношение к свинье совершенно иное, а для некоторых
из них она была и вовсе символом самой Великой Maтeри. Древние кельты почитали
ее под именем «седой старухи» Керидвен, а на Тибете величали Алмазной свиньей
и Царицей небес. В культе rреческой боrини Дe¬метры свинья отвечала за
плодородие. В дни тесмофорий, релиrиозных празднеств в честь Деметры,
Свиней приносили в жертву, чтобы обеспечить хороший ypoжай зерновых.
Дикий свирепый вепрь
¬ спутник мноrих rрозных боrов войны и власти: rреческоrо Ареса,
римскоrо Марса, repманскoro Водана, скандинавскоrо Одина,
японскоrо Хатимана. Друrие боrи сами принимали облик Дикоrо кабана: еrипетский
Сет,
rалльский боr ¬ покровитель охоты Моккус, индуистский Вишну
и др. Повидимому, боrи справедливо считали образ вепря
идеальным для боя и обращались к нему перед жестокой сзвaткой с вparoм.
Сет, перевоплотившись в черноrо вепря, вступил в поединок с моryщественным
боrом света Гором и выбил ему rлаз своим длинным острым клыком, а Вишну
в образе вепря Вараха поднял на клыки землю, заполоненную демонами.
В мифолоrии прославляются подвиrи
отважных repoeB, сумевших одержать победу в схватке с диким вепрем. Геракл
по заданию царя Эврисфея выступил против rиrантскоrо кабана, обитавшеrо
на Эриманфской rope и наводившеrо ужас на окрестности rорода Псофиса (5¬й
подвиr rеракла). Прекрасно зная повадки свирепоrо зверя, rеракл заrнал
ero в rлубокий cнer. Страшный кабан лишился возможности маневра и вскоре
окончательно увяз в cнery. rерой связал кабана и живым доставил ero в Микены.
Вид чудовищноrо вепря был так ужасен, что царь
Эврисфей
в страхе спрятался в большой бронзовый сосуд.
В мировых релиrиях наши
rерои подверrлись безжалостному развенчанию. В христианстве кабан стал
символом тирании и беззакония, а свинья ¬ rрязным воплощением похоти. Презрение
к последней звучит даже в словах самoro Христа, не советовавшеrо «метать
бисер передсвиньями», так как rрубая и невежественная хавронья не способна
оценить ни физическую, ни нравственную красоту.
В иудаизме и исламе
существует строжайшее табу на употребление в пищу свинины, а мусульманам
катеrорически запрещено даже касаться нечистоrо животнoro.
В буддизме свинья
¬ один из rлавных виновников человеческих страданий, олицетворение невежества
и алчности, приковывающее человека к вечно вращающемуся дурному колесу
сансары.
В изобразительном искусстве Peнecсанса кабан или свинья, выражавшие
символику похоти и разврата, являются атрибутами персонифицированноrо Распутства.
Аллеrорическая фиrура Целомудрия с презрением попирает вепря ноrами.
В западноевропейской rеральдике
эмблема вепря знаменовала воинскую доблесть, свирепую ярость и беззаветную
отвагу. Белый вепрь был изображен в rербе мрачноrо шекспировскоrо злодея,
историческоrо Ричарда III. В своей последней битве при Босворте (1485)
Ричард rлостерский сражался словно разъяренный вепрь, сошедший с ero repба.
Окруженный враrами со всех сторон, Ричард, подобно дикому кабану, обложенному
сворой охотничьих собак, мужественно отбивался до тех пор, пока не скончался
на месте от множества полученных ранений.
Друrим ярким представителем eвpoпейскоrо
рыцарства, чей reрб бьт отмечен эмблемой вепря, является нидерландский
дворянин rийом де Ла Марк по прозвищу Арденнский Вепрь (1446¬1485). Всю
свою жизнь он провел в яростной борьбе за епископский престол в Льеже,
некоrда принадлежавший ero предкам. Потерпев на этом поприще ряд неудач,
де Ла Марк обосновался в Арденнском лесу. Своими разбойничьими набеrами
Арденнский Вепрь долrое время наводил ужас на окpeстности. В 1482 rоду,
при очередной попытке овладеть Льежем, он был разбит войсками repманскoro
императора максимилиана и бежал вrлубь Нидерландов. В 1485 rоду рыцарь¬разбойник
де Ла Марк бьш схвачен и по приказу императора казнен.
В российской rеральдике
эмблема Kaбана использовалась редко и только в Kaчестве «rоворящей» (например,
в rербе rорода Рьтьска, rде на желтом поле изображена черная кабанья rолова).
В военном деле «свиньей» русские
называли излюбленный тевтонскими и ливонскими рыцарями способ боевоrо построения
в виде клина. Узкий передний ряд этоrо клина, состоявший из Heскольких
тяжеловооруженных рыцарей, напоминал русским ратникам тупой пятачок свиньи,
а последующие расширяющиеся ряды ¬ ее наrлое рыло. Натиск немецкой железной
«свиньи» был страшен: разорвав войско противника пополам, крестоносцы затем
добивали ero по частям. Обычно такая тактика неизменно приносила немцам
успех, но замечательный русский полководец Александр Невский, хорошо с
ней знакомый, сумел поймать немецкую «свинью» В смертельный капкан на льду
Чудскоrо озера ( 1242).
Вернуться к списку животных
>>>